ПИГМАЛИОНИЗМ (греч.Pygmalion- мифический скульптор, влюбившийся в созданную им статую; синонимы — статуефилия, иконолагния, монументофилия), девиация сексуальная в виде сексуального влечения к скульптурным изображениям.
Название происходит от Пигмалиона, легендарного скульптора, царя Кипра, безумно влюбившегося в статую прекрасной женщины, выполненную из слоновой кости. Богиня Афродита, тронутая таким сильным влечением, смилостивилась над ним и оживила статую. Таким обр. он смог удовлетворить свое любовное желание.
Эта романтическая история часто использовалась и модифицировалась в литературе. Наиболее известным примером является мюзикл «Моя прекрасная леди», в основе которого лежит пьеса Б. Шоу. Здесь речь идет скорее об одном из проявлений пигмалионизмf. Мужчина — в данном случае филолог Хиггинс — влюбляется в «созданную» им Элизу. Сначала она была бедной необразованной цветочницей, которую он, заключив пари с другом, превращает в леди, подобно тому как скульптор создает статую в соответствии со своими желаниями.
Фактически пигмалионизм это своеобразная смесь фетишизма с визионизмом, когда фетишем являются произведения искусства (чаще статуи и картины), которые при созерцании их или прикладывании к различным частям тела приносят удовлетворение, причем возникшее половое возбуждение у девианта несравнимо ярче, чем при обычном половом контакте. Выделяют также садистский пигмалионизм, когда сексуальный экстаз наступает при повреждении или разрушении произведений искусства.