ПОТРЕБНОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ: ощущаемое напряженное состояние организма, а выходом становятся сексуальные действия и связанное с этим половое возбуждение с последующим расслаблением. Биологической основой здесь являются генетика человека, его половая принадлежность, обусловленная хромосомами, зависимый от этого состав гормонов, а также непосредственное физическое состояние. Однако суть человеческих потребностей, их ощущения и способа их удовлетворения в том, что они не являются непосредственным рефлексом, но регулируются психически. Поэтому интенсивные медицинские исследования не дали однозначного физиологического и гормонального эквивалента состоянию сексуальной потребности.
Как и в других аналогичных случаях, уровень и способ удовлетворения определяет соответствующий уровень потребности, и наоборот. В биологических границах широко варьируют не только способы удовлетворения, но и уровни потребности — ее можно регулировать или значительно снижать. Несмотря на такую вариативность, сексуальная потребность, так же как и другие физические потребности, по своей сути гомеостатически ориентирована на выравнивание состояний нужды в чем-то. Если у большинства животных гормонально обусловленное состояние сексуальной потребности переходит непосредственно в сексуальное поведение (например, во время течки), то в ходе развития человечества доля половых гормонов в регулировании сексуального поведения снизилась при одновременном повышении доли сознания (уменьшение доли инстинкта). Роль компоненты обучения при регулировании сексуального поведения возросла, а с этим — и его вариативность. Удовлетворение сексуальной потребности в растущей степени становится социально опосредованным. С того момента, как человек покинул животный мир, радостное эротическое переживание развивалось как фактор, регулирующий сексуальное поведение, и все дальше отходило от первоначальной функции половой жизни — продолжения рода.
С одной стороны, возможности развития индивидуальной сексуальной потребности и ее удовлетворения открылись только с началом человеческой истории, но в то же время конкретные общественные условия, с другой стороны, никогда не допускали свободной, ничем не ограниченной половой жизни, во всяком случае для большинства людей. Сложились общественные нормы, которые должны были регулировать сексуальное поведение, главным образом в духе подавления и канализации сексуальных потребностей (абстиненция, инцестуозный запрет, целибат).
О том, насколько сильно развитие сексуальная потребность зависит от конкретных общественных условий, свидетельствует, например, тот факт, что у большинства женщин (очевидно, только в индустриально развитых странах) стабильная способность к сексуальному переживанию, наряду с оргазмом, сформировалась лишь в последней трети XX столетия. Причина этого кроется в эмансипации женщины и либерализации общественных взглядов на секс, а также в развитии и массовом использовании надежных противозачаточных средств, наконец, в снятии запрета с мастурбации.
Можно предположить, что в обществе с либеральными, толерантными нормами сексуальной потребности и ее удовлетворение при всех индивидуальных вариантах в среднем достигли некоего биологического оптимума. Основанием для исторической и независимой от культурных традиций неизменности сексуальной потребности — по крайней мере в качественном отношении — является установленная сексологами во многих странах частота коитуса, равная около восьми раз в месяц, что соответствует данной в XVI в. М. Лютером рекомендации: «Два раза в неделю, не вредит ни мне, ни ей, а в году получается сто четыре…»
Биологически обоснованная сексуальной потребности развивается индивидуально. Достижение сексуальной потребности означает качественный скачок в сексуальном развитии и в биологическом, и в психологическом отношении. Заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он опроверг вековое заблуждение, будто ребенок асексуален, и вскрыл корни полового развития уже в раннем детстве. Сексуальная потребность существует с первого дня жизни, хотя сначала в весьма неспецифической форме стремления к удовольствию вообще. В первые годы жизни несерьезно, «самоэротично» изучается прежде всего собственное тело, дело доходит до раздражения и возбуждения органов выделения и половых органов, до действий, подобных мастурбации. Надо исходить из того, что уже в раннем детстве таким образом вызываются чувства удовольствия, похожие на оргазм. Примерно на третьем году жизни дети начинают сознательно различать принадлежность по признаку пола и тем самым осознают собственную половую принадлежность. Через разные стадии активности, самостоятельной или с партнером, в юношеском возрасте закрепляются формы удовлетворения сексуальной потребности. В зависимости от жизненной силы человека сексуальная потребность сохраняется до старости.
|