Это тест.This is an annoucement of Mainlink.ru |

Сексуальность в раннем детском возрасте

секс форум

СЕКСУАЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (от двух до пятилет)

К двухлетнему возрасту большинство детейначинают ходить, говорить, а также ощущать себямальчиком или девочкой. Они проявляют неуемноелюбопытство, исследуя разные части собственноготела, причем большинство открывают для себя (еслине сделали это раньше), что стимуляция наружныхполовых органов приносит приятные ощущения.Сначала игра гениталиями являетсяиндивидуальным занятием, но постепенно онапреобразуется в игру "в доктора" или "покажи мнесвое и я покажу, что есть у меня". Дети могутпотирать пенис или клитор руками, а такжеиспользовать для этой цели куклу, подушку, одеялоили другие предметы.

Беседы с трехлетними девочками и мальчикамипоказывают, что им хорошо известны чувственныеощущения от прикосновения к наружным половыморганам, хотя они и не воспринимают их какэротические или сексуальные, поскольку еще неспособны к выработке концептуальных понятий.

Приблизительно в это же время ребенок начинаетпонимать, что взрослые не одобряют игругениталиями и испытывает недоумение, еслиродители рассказывают ему о разных частях тела,но не упоминают о наружных половых органах.Конечно, взрослые должны прививать детям навыкисоциально приемлемого поведения (например, непоказывать и не трогать гениталии на людях),однако не стоит пытаться исключить всепроявления сексуального экспериментированияребенка, говоря: "Это нехорошо" или "Не трогайсебя здесь" или попросту отдергивая руку ребенкабез всяких словесных замечаний. Отрицательныеощущения, испытываемые при этом, могут послужитьсамыми ранними источниками возможныхзатруднений на сексуальной почве в будущем. У многих детейвозникает убеждение, что их половые органы -"грязные" части тела. Такое представление частовырабатывается под влиянием замечаний,получаемых в процессе обучения отправлениюестественных потребностей. Чрезмернаянастойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков ("подотрись получше", "вымой руки послетого как сходил") прививает детям негативноеотношение к функции гениталий, хотя родители,несомненно, действуют из лучших побуждений,заботясь об их здоровье.

Следует помнить, как бы это не противоречиловашим инстинктивным чувствам, что, по мнениюбольшинства специалистов, лучшее что могутсделать родители, заметив, как их маленькийребенок занимается сексуальнымсамоисследованием, это попросту не волноваться. Отношение ребенка к самому себе, егосамооценка тесно связаны с тем, как онвоспринимает собственное тело. Ребенок,заметивший, что его сексуальные игры возбуждаютв родителях отвращение, может придти к выводу,что у него плохое тело и что сам он как личностьтоже плох.

Поскольку ребенок улавливает неодобрениеродителей по тону голоса, выражению лица и другимфизическим признакам, родителям лучше всегоспокойно реагировать на проявления егосексуального любопытства (Renshaw, 1988). Это относитсяне только к случаям, когда они замечаютсексуальную игру ребенка, но и к другимсексуально окрашенным ситуациям. Например, еслитрехлетний ребенок заходит в ванную комнату,когда один из родителей только-что закончилпринимать душ, нельзя высказывать чрезмерноераздражение, строго выговаривая малышу("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я неодет(а)?") или хватая полотенце, словнонеобходимость укрыться является вопросом жизнии смерти. Такая реакция показывает ребенку, чтомать или отец стесняются своего тела и скореевсего спровоцирует его на повторное вторжение.

Другой пример. Маленькие дети часто ласкаютсебя в самые неподходящие для родителей моменты.Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям. Кпримеру, вы пришли в магазин, а маленькая Танязадирает платье и начинает тереть себя между ног.Вместо того, чтобы восклицать: "Не надо, не делайэтого", лучше дайте ей в руку пакет и попроситенести его. Отрывая таким способом ребенка отнеприличного по социальным меркам занятия, вызаставите его изменить поведение, не акцентируяна нем внимание и не создавая впечатления, что вынедовольны им.

К четырехлетнему возрасту большинство детей,воспитываемых в современном обществе, начинаетзадавать вопросы о том, откуда берутся дети и какони рождаются. Некоторые родители даютсамое естественное объяснение, тогда как другиеиспытывают неловкость и стараются избежатьразговора на эту тему. Дети очень хорошоулавливают, что вызывает беспокойство у материили отца, и перестают задавать вопросы либо,напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобыпривести их в еще большее замешательство.Четырехлетки, как правило, имеют весьмарасплывчатое представление о поле, иногдавкладывая в это понятие некий магический смысл.Многие верят, что "детей приносит аист" и непродолжают расспросы. Другие же, получив болееточное объяснение фактов, касающихсярепродукции, интерпретируют их самымнеожиданным образом. К примеру, четырехлетниедети обычно представляют себе, что материнскоеяйцо, из которого вырастает ребенок, ничем неотличается от тех, что десятками продаются вмагазине. Когда таким детям говорят, что "папасеет семячко в живот мамы", пытаясь объяснить,как происходит зачатие и наступает беременность,они убеждены, что в животе матери имеется кусочекземли, который надо периодически поливать ипропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд наполовые явления отражает конкретный, буквальныйобраз мыслей четырехлеток относительноокружающего мира в целом.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Реакция ребенка на наготу родителей и сон в их постели
Многие специалисты высказывали предположения о возможных негативных последствиях обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели, однако до последнего времени эти предположения основывались главным образом не на фактах, а на умозаключениях. Новейшие исследования, направленные на выяснение роли такого опыта в формировании сексуальности взрослого человека, проливают свет на этот вопрос.

В 1988 г. Льюис и Джанда (Lewis, Janda, 1988) провели письменный опрос, касающийся проявлений детской сексуальности среди 77 мужчин и 133 женщин — студентов психологических факультетов. В результате была получена информация: 1) о частоте сна вместе с родителями в возрасте от 0 до 5 лет и между 6 и 11 годами, 2) о случаях наблюдения обнаженных родителей или других взрослых в возрасте от 0 до 5 лет и от 6 до 11 лет, 3) об отношении родителей к проявлениям сексуальности детей, 4) о том, насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе с родителями, 5) их мнение о степени дискомфорта родителей при обсуждении с ними половых вопросов. Опрашиваемые должны были также ответить на вопросы относительно их текущих сексуальных отношений и поведения.

Исследование не выявило фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии вида наготы родителей на формирование сексуальности их детей. Напротив, мальчики, видевшие своих родителей обнаженными, легче устанавливали физические контакты и привязанности, когда становились молодыми людьми. Если такой опыт имел место в возрасте от 6 до 11 лет, единственным последствием была склонность к вступлению в случайные половые отношения. Маленькие девочки, наблюдавшие своих родителей обнаженными, становясь взрослыми, характеризовались повышенной сексуальностью по сравнению со сверстницами; какие-либо трудности при сексуальном общении у них не возникали. Если девочки видели наготу родителей в возрасте 6-11 лет, то, как и у мальчиков этого возраста, единственным следствием была склонность к ранним половым связям, хотя достоверность этих данных вызывает сомнение.

Мальчики, которые спали в одной постели с родителями в возрасте до 5 лет, характеризовались по достижении взрослого возраста повышенной самооценкой, чаще вступали в сексуальные отношения и имели повышенную склонность к сексуальным контактам по сравнению с другими мужчинами. Женщины, которые в раннем детстве спали с родителями, испытывали меньший дискомфорт при физических контактах или установлении близких отношений по сравнению с другими женщинами. Ни у мужчин, ни у женщин не отмечено отдаленных отрицательных последствий сна в постели с родителями в детском возрасте. Таким образом, лица, утверждающие, что совместный сон детей с родителями может иметь нежелательные последствия, бьют тревогу совершенно необоснованно. Выводы из исследования Льюиса и Джанды нельзя считать окончательными, тем более, что данные, полученные при опросах студентов, могут оказаться неприменимыми к более обширным популяциям. Однако это исследование открывает возможности для будущего систематического изучения детской сексуальности, которое так и не проводится до настоящего времени.

Дети, посещающие дошкольные учреждения,нередко оказываются свидетелями или участникамисексуально окрашенных ситуаций. Например,четырехлетние Боря и Петя постоянно получаютзамечания, потому что целуются во время игры. Втой же группе Дима забавляется тем, чтоподкрадывается сзади к девочкам и задирает имплатья ("Так я вижу их трусики" — объсняет он,хихикая). И девочки, и мальчики проявляют большойинтерес ко всему, что связано с туалетом исоблюдением правил гигиены. Кроме того, имнравится использовать "грязные" слова, наблюдаяза реакцией воспитателей и родителей.

В возрасте пяти лет, когда большинство детейначинают посещать детский сад, необходимостьстроить отношения со сверстниками вструктурированной среде вырабатываетскромность и приводит к снижению частотысексуально-окрашенных игр. В этомвозрасте дети с увлечением узнают названиясексуальных органов, о которых они раньше ничегоне слышали. Среди них начинают распространятьсяшутки о назначении гениталий и на другие половыетемы, которые они сначала слышат от старшихтоварищей, а потом повторяют. Пятилетка может ине понимать шутки, но громко смеется (иногданевпопад), чтобы скрыть это.

Если ребенку недоступна простая, откровенная информация ополе, основным источником полового образованиястановятся соответствующие анекдоты. Посколькудаже самый маленький ребенок быстро узнаетразницу между "чистой" и "грязной" шуткой, этоведет к выработке представления о сексе как очем-то "непристойном".

В этом же возрасте дети начинают формулироватьпредставления о сексуальных отношениях, исходяиз собственных наблюдений за взрослыми. Видя какмать с отцом обнимаются и целуются, ясно получаяпри этом удовольствие, ребенок постепенноначинает понимать, что физическая иэмоциональная близость позволяет получатьприятные ощущения. С другой стороны, если ребенокпостоянно видит как родители ссорятся междусобой или слышит восклицания "не трогай меня", унего может развиться совершенно противоположныйвзгляд на близкие отношения.

Дополнительная информация: