ГРЕХ, в общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, которые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, например в христианстве, признаётся так называемый первородный грех — вина, якобы лежащая на всём роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания и были изгнаны из рая. С точки зрения религиозного учения отсюда берут начало все беды человечества, существование зла и частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор. Средневековое христианство отождествляло сексуальность с грехом. Сам, где такая установка реализуется наиболее жёстко, половая жизнь ограничивается браком, но даже в нём половые отношения регламентируются, всякие разговоры на эротические темы, включая сексуальный юмор, запрещаются или осуждаются как греховные. Сяжким грехом практически у всех народов является кровосмесительная связь (см. Инцест). Самый древний запрет, налагаемый на сексуальность, состоял в запрещении браков и вообще половых связей между членами одного и того же рода из-за большей вероятности рождения детей с наследственной патологией. В пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей. Самое распространённое из таких различий — двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин (см. Двойная мораль). Добрачные и внебрачные связи женщин у большинства народов и среди различных социальных слоев осуждаются, считаются греховными, в отношении мужчин половая мораль намного снисходительнее. Почти во всех человеческих обществах существует культ мужской сексуальности. Женская сексуальность оценивается иначе. В средневековом христианстве существовали два женских образа: положительный наделён чистотой, понимаемой как равнодушие или даже отвращение к сексуальной жизни, а отрицательный олицетворяет греховность, похоть и соблазн. Во все времена греховными считались гомосексуальные связи, которые осуждались светской и церковной моралью. В современном обществе понятия греха и греховности применительно к сфере сексуальных отношений продолжают бытовать, особенно среди людей, которые исповедуют те или иные религиозные установки, постоянно обращаются к Богу или анализу канонизированных положений религии. Понятно, что в этом случае грех и греховность трактуются в различных странах хотя и неодинаково, но по сходной схеме, приводящей к корням и постулатам религиозной морали, имеющей распространение в каждом конкретном регионе. В светском обществе подобная схема менее распространена. Она заменяется схемой, которая, не отвергая исторически преходящие нормы, принципы и идеалы, ориентирует мораль (в том числе и половую) на общечеловеческое понимание её основных категорий. В такой ситуации понятийный аппарат половой морали в меньшей степени прибегает к использованию терминов «грех» и «греховность», ибо в отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают своё основное обоснование в виде идеалов и понятий добра и зла, должного и справедливого, приемлемого и неприемлемого и т. п. Ограничивает сферу научного применения терминов «грех» и «греховность» отсутствие их юридической трактовки и правового закрепления, что и неудивительно, поскольку исполнение требований половой морали санкционируется в первую очередь формами духовного воздействия — общественной оценки, одобрения или осуждения.
|